Возродить святыни земли северной

07.03.2019 6 марта в архангельском изобразительных искусств Архангельска состоялось знаменательное событие — открылась выставка «Иконы Каргополья. Возрождение». Это совместный труд Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря и Российской академии художеств. Экспозиция — результат многолетней, кропотливой работы многих энтузиастов-музейщиков, реставраторов, ученых… Более 150 шедевров северного православного творчества ХV – ХIХ веков вернули к жизни и представили публике.

Ранее выставку показали в московском Музейно-выставочном комплексе РАХ «Галерея искусств Зураба Церетели». И вот ценнейшие экспонаты вернулись на Русский Север. Интерес к этому событию оказался значительным, посетителей было много. В том числе и молодежи.

Обращаясь к собравшимся, куратор проекта, доктор искусствоведения, заведующая отделом  древнерусского искусства Татьяна Кольцова отметила:

— Рада представить вам результат нашего труда. Это дань памяти тем, кто собрал и изучил коллекцию каргопольской иконописи. За каждым из этих памятников стоит своя история: кто-то нашел, кто-то привез в музей, кто-то отреставрировал… В самом начале выставки есть большой лист, множество имен реставраторов, в основном — это сотрудники Центра Грабаря — давние друзья Архангельского музея. В 60-е годы вместе мы организовали первые экспедиции. Находки XV-XVI веков вывозили сразу в Москву, здесь их сохранить было невозможно. А потом они возвращались в Архангельск. Часть этой выставки уже представлялась у нас, но треть ее — новые памятники, которых вы еще не видели. Мы завершаем значительный свой труд, что дает нам возможность значительно пополнить экспозицию музея. Это дар нашему городу, области.  

Заместитель руководителя представительства Архангельской области при Правительстве Российской Федерации в Москве Алексей Алтынцев рассказал:

— Я посетил выставку, когда она проходила в Москве. Это было необыкновенное событие. Два этажа, несколько залов — великолепная экспозиция. Побывавшие на ней москвичи оставляли восторженные отзывы.

В этот день неустанно звучали слова благодарности в адрес многих реставраторов, благодаря которым уникальные экспонаты получили вторую жизнь. Это люди из разных городов, но особый вклад внесли специалисты  Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Сотрудников его встретили аплодисментами. Генеральный директор  Центра Дмитрий Сергеев подчеркнул:

— Мы присутствуем при историческом моменте. Открытие выставки завершает многолетний, кропотливый этап работы сотрудников музея, реставраторов, но при этом дает старт новому этапу возвращения иконы в общественно-культурную жизнь Русского Севера, в музей, к людям.  

Приветственное слово от Архангельской и Холмогорской митрополии произнес благочинный приходов Архангельска игумен Феодосий (Нестеров):

— Вычленение Церкви из жизни народа длилось десятилетиями. Теперь идет естественный процесс возрождения духовности в обществе. Это труд замечательных людей, наше общее покаяние. Открывается мир религиозного искусства прошлого, мир гармонии, веры.  

Выставка расположена в пяти залах. У каждого своя тема: «Древнейшие иконы Каргополя XV-XVI веков», «Иконы Каргополя. XVII век», «Иконы Богоявленской церкви села Ошевенское», «Деревянные резные иконы каргопольских старообрядцев», «Век ради вечного. 100 лет ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря».

Экспозиция действительно уникальная. Искусство каргопольских мастеров занимает особое место в «северном письме». При этом мастера работали в разных направлениях: настенная роспись, иконопись, книжная миниатюра, резьба и роспись по дереву. Представлены экспонаты не только из Каргополя, но и близлежащих деревень: Ошевенское, Саунино, Лядины, Архангело.

Особое место занимает икона «Богоматерь с младенцем и пророк Илия» из Никольской часовни деревни Бухалово на Кенозере. Написана она во второй половине ХV века и принадлежала первым православным переселенцам, пришедшим на Онегу из Великого Новгорода.        

А одна из самых старинных икон — Деисусный чин конца ХV – начало XVI века. Ее спасли из под руинами Никольской церкви села Астафьево. Важно, что многие образа содержат даты и исторические надписи, что является большой редкостью.

Интерес вызывают и произведения каргопольских резчиков. Был создан особый тип образа святителя Николая (Можайского) — символа русского воинства. Деревянную скульптуру святого помещали в киот со створами, затем расписывали. На выставке представлены и резные образы Господа нашего Иисуса Христа. Утонченные, наполненные духовной чистотой работы мастеров прошлого поражают, проникают в самое сердце. Эти самобытные памятники средневекового искусства вызывают большой интерес у посетителей выставки.

Словом, открывшаяся в музее ИЗО экспозиция имеет необыкновенное значение для культурной жизни столицы Поморья, всей области. Мы возвращаемся к своим истокам, лучше узнаем богатейший мир прошлого, а значит, продолжаем традиции, укрепляемся в вере, которая веками была основой земли Русской.

Сергей Климов.
Фото автора.

Возврат к списку