Успение — летняя Пасха

03.09.2019 Богословский смысл одного из самых любимых в русском народе праздников — тема беседа пресс-секретаря Антониево-Сийского монастыря Дионисия Данилова с благочинным приходов города Архангельска, наместником обители игуменом Феодосием (Нестеровым).

— Завершился Успенский пост. Это время связано с тремя праздниками: Происхождение честных древ Животворящего Креста, Преображения Господня, Успения Пресвятой Богородицы. Их также именуют «тремя Спасами»: Медовым, Яблочным и Хлебным (Ореховым). В народной культуре с ними связаны разные традиции, приметы… Как православному человеку к ним относиться?

— Для понимания всего того, что находится за пределами обыденного, человеку нужны символы. Но глубинная потребность быть причастным к тому, что находится за пределом обыденной жизни и окутано тайной, требует повторять их из поколения в поколение. Так и с отношением к освященному меду, плодам, хлебу, купанию на Медовый Спас и катанию яблок на Яблочный Спас. Это свойство нашего духа, которое не развито, не наполнено глубоким евангельским смыслом.
Да, конечно, Святоотеческое Предание почти не говорит нам о народных обрядах, а от увлечения приметами предостерегает. По мере духовного созревания и воцерковления мы начинаем более спокойно и ровно относиться к ним. Обрядовость, в том числе уходящая корнями в народную традицию, занимает подобающее ей место. На это порой нужны годы осмысленной церковной жизни, знакомство с Евангелием, духовной литературой, но главным образом — участие в Святых Таинствах Церкви. А освященные плоды, мед и хлеб — это только освященные дары, выражение нашей благодарности за них Богу.
Церковь в своей истории никогда не шла по пути открытого запрета всех народных традиций и обрядов. Да это, наверное, и невозможно. Не исключено, что последовало бы ненужное ожесточение. Прошло более двух тысяч лет христианской истории, а Воскресение до сих пор в английском языке звучит как «Sunday» — день Солнца. Для христиан это Солнце Правды — Иисус Христос… Слово «Спас» в народном названии праздников Успенского поста указывает на Спасителя мира и напоминают нам о необходимости веры в Него.

— У нашего замечательного земляка, писателя Бориса Викторовича Шергина читаем поражающие глубиной мысли об этом. В размышлениях о Пасхе он писал, что у русского народа есть как бы три степени понимания праздника. Первая и самая высокая степень — у святых отцов, отшельников и пустынников. Они еще при жизни созерцают Царство Небесное. Вторая степень — понятная всем нам. Это торжественные церковные службы, события праздника, выраженные на языке иконы и песнопений. А третья — здесь же, рядом — простая детская радость о Христе Воскресшем, окутанная в народные традиции, обычаи. Евангелие именует Господа Источником воды живой. Черпать из этого Источника можно разными ковшами, но все это будет та же живая вода…

— Подтверждения этим словам можно найти в Священной Истории. Приносить Богу начатки первого урожая — обычай, истоки которого в Ветхозаветных временах. У этого обычая есть большое нравственное и педагогическое значение. Плоды, которыми нас щедро одаривает земля, нам до конца не принадлежат. Приношение Богу лучшей части, выраженное на символическом языке обряда, — свидетельство веры, благодарности и смирения. Осмысленное, христианское понимание этого обычая не проходит бесследно для сердца. Народное благочестие глубоко связано с церковностью, почитанием православных праздников, бережным отношением к евангельскому идеалу жизни. Все это сохраняет душу нашего народа.

— Принесенные в храм плоды освящаются. В молитве священник призывает для благословения благодать Святого Духа: «к телесному спасению, заступлению и помощи». Эти слова свидетельствуют о том, что сотворенный мир соучаствует в нашем спасении…

— В Православной Церкви вещественная святыня почитается и принимается с пониманием и благодарностью. И наша вещественная, телесная природа тоже требует освящения и обожения. Мы с радостью освящаем в храме куличи, яички, вербочки. И делаем это без какой-либо надменности или снисходительного отношения к ближним, ведь для кого-то букетик вербочек или освященное на Преображение яблоко — источник света, маленькая искорка, от которой может зажечься вера. Иначе как можно объяснить то, с какой теплотой верующие люди хранят принесенные из храма букетики верб или березовые веточки, освященные на Троицу!
Со стороны кому-то кажется, что это нечто неважное, но для христианина это святыня, путеводная ниточка, ко Христу. Помню, как в молодые годы вместе с другом мы первый раз ездили в Дивеево. Там, где сейчас канавка Божией Матери, он сорвал веточку. Нам было тогда лет по двадцать шесть — двадцать семь. Мой друг шел по пути воцерковления, и Господь в видении сподобил его увидеть свет, исходящий от веточки… Конечно, мы знаем, что нет на земле чуда выше Таинства Евхаристии. Исповедь и Причастие ничто не может заменить, но и такие малые свидетельства могут быть значимы в нашей жизни.

— В Архангельске один из красивейших храмов освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успенскими именуются многие церкви на Русском Севере. Икона Успения Богоматери часто видишь в иконостасах и других местных храмов. Можно ли сказать, что в почитание этого праздника каждый из нас испытывает что-то глубоко свое, личное?

— Действительного, Успению Богоматери посвящено множество соборов и храмов по всей нашей стране. Это и величественный Успенский собор в Кремле, и небольшие деревенские часовни. И всегда ощущается глубокое благоговейное чувство. Предание повествует нам: на третий день после погребения Богородицы апостолы, ради своего собрата Фомы, решили отвалить камень и дать апостолу возможность проститься с Божией Матерью. Но когда они открыли пещеру, то не нашли в ней тела, а только погребальные пелены. В изумлении апостолы возвратились в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им смысл увиденного. Вечером, во время молитвы, они услышали ангельское пение. Поглядев наверх, увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Господь Иисус Христос воскресил Свою Пресвятую Матерь, поставив выше всех ангельских сил. Богородица сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».

О чем же говорит нам это древнее предание? Человек призван к вечной жизни, но каждому из нас предстоит пережить смерть. Возвращение в прах для нас неестественно, оно вызывает страх и печаль. Все ветхозаветное человечество, верное Богу, ожидало семени жены, стирающего главу змия (ср. Быт. 3, 15). И вот приходит в мир обещанный Мессия. Христос, взяв на Себя человеческую плоть, показывает пример безгрешной жизни. Крестными страданиями, Своей Пречистой Кровью омывает грехи всего человечества; смертью Своею искупает род человеческий; Воскресением разрушает узы смерти, даруя каждому верующему в Него жизнь вечную; и, наконец, Вознесением восстанавливает человека к былой славе. Пресвятая Богородица явным образом показывает нам, на примере Своего жития и успения, что возможно победить грех. Известный русский богослов протоиерей Сергий Булгаков говорит: «Непорочность и безгрешность Приснодевы относится не к Ее природе, но к Ее состоянию, к Ее личному отношению к греху и личному его преодолению». Успение — это личная Пасха Богоматери, поэтому не случайно сам праздник часто называют летней Пасхой. Отныне при содействии Божьей благодати каждый из нас может воскреснуть в Жизнь вечную.

Возврат к списку