Икона «Троица Ветхозаветная» возвращается северянам

31.01.2015 21 января во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря проведен «круглый стол», посвященный реставрации и исследованию иконы «Троица Ветхозаветная» из фондов Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

По преданию, икона «Троица Ветхозаветная» написана преподобным Антонием Сийским около 1538 года. Реставрировалась в мастерской темперной живописи центра имени академика И. Э. Грабаря художником-реставратором высшей квалификационной категории Тамарой Александровной Миловой. На заседании «круглого стола» она рассказала о реставрации, этапы которой последовательно зафиксированы фотосъемкой. Эта фотофиксация послужит источником для дальнейшего исследования уникального памятника.
Архивным исследованиям и истории бытования иконы было посвящено выступление доктора искусствоведения, заведующей отделом древнерусского искусства ГМО «Художественная культура Русского Севера» Татьяны Михайловны Кольцовой. С докладом об иконографических типах «Троицы» и особенностях отреставрированной иконы выступил старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного института искусствознания Александр Сергеевич Преображенский.

Верный последователь преподобного Сергия Радонежского, прп. Антоний особо чтил Святую Троицу, и обитель свою, как и его великий учитель и наставник, посвятил Троице. Призвав иконописца, преподобный «вспомогаше и сам писати чудотворный сей образ», особо в деле этом «на пост и на молитву упражняяся».

Когда произошел в монастыре пожар, святой обра чудом спасся, «самошественно никем же носим изыде из пламени невредим и среди монастыря ста». Икона по молитвам верующих прославилась многими чудотворениями. После кончины преподобного была поставлена на раке, установленной над его мощами.

После закрытия монастыря ее и некоторые другие реликвии передал в Архангельский краеведческий музей академик И. Э. Грабарь. В наше время ее обнаружила и исследовала заведующая отделом древнерусского искусства Т. М. Кольцова.

Изображение на иконе основано на тексте Книги Бытия: столетнему старцу Аврааму, сидевшему перед своим шатром у Мамврийского дуба, явились три странника. Авраам и его жена Сара оказали им гостеприимство. По богословским толкованиям, связывающим ветхозаветные события с новозаветными, под этими странниками в виде ангелов следует понимать три лица Троицы: Бог Отец, Бог Сын, и Бог Святой Дух.

Крылья среднего ангела подняты вверх. Позади ангелов изображена палата — шатер Авраама, горки и Мамврийский дуб. На столе — три чаши, считающиеся символами Евхаристии (с греческого, — благодарение) — главного христианского Таинства. В нижней части — сцена заклания тельца, она знаменует собою крестную смерть Спасителя, а принесение тельца — прообраз Таинства Евхаристии. По сторонам изображены Авраам и Сара.

Когда реставрация иконы была завершена, художник-реставратор высшей категории ВХНРЦ Марина Васильевна Наумова сделала ее список. Во время заседания «круглого стола» список чудотворного образа был торжественно вручен настоятелю Сийского монастыря игумену Варлааму (Дульскому). От имени братии, верующих северян он сердечно поблагодарил всех, кто участвовал в спасении и восстановлении святого образа, и за щедрый дар — список чудотворной иконы, поднесенный Антониевой обители.

Осенью этого года «Троица Ветхозаветная» вернется в Архангельск.

Возврат к списку